Неожиданный десант. Как немецкий разведчик чуть не долетел до Перми в 1943 году
10 октября 1943 года. В 07:48 по московскому времени в управление Народного комиссариата государственной безопасности по Горьковской (ныне Нижегородской) области пришел некий Васильев. Как сообщил он сам – агент немецкой разведки.
О причинах, побудивших разведчика сдаться, автор истории умалчивает. Зато от «Васильева» стало известно, что в Горьковскую область он… десантировался с парашютом с самолета, тайно пересекшего границу. В тысяче километров от линии фронта.
Разведчик рассказал также о десантировании вместе с ним других парашютистов. Одного из них должны были выбросить на станции Семёнов на востоке области. Его задача – затеряться где-то между Молотовым (ныне Пермью) и Свердловском (ныне Екатеринбургом). Фиктивные документы ему были выданы на фамилию Ворсин.
Горьковские чекисты оперативно связались с пермскими и кировскими коллегами. Допустить легализации Ворсина там, где сосредоточены основные оборонные предприятия Урала и Союза, было нельзя.
По плану мероприятий по поимке «Ворсина», спешно разработанному в Молотовском управлении НКГБ, главная роль в поисковой операции отводилась Верещагинскому оперпункту на западной границе области. К поискам подключили милицию и военизированную охрану. Именно верещагинские оперативники в итоге обнаружили разведчика в одном из поездов на станции Балезино в Удмуртии.
При нем оказались 40-ваттная радиостанция в черном фибровом чемодане, шифры и расписание сеансов связи, без малого сто тысяч рублей и пистолет с полной обоймой. К подготовке документов тоже подошли основательно: в запасном артиллерийском полку, который на самом деле дислоцировался в Молотовской области, действительно ожидали капитана Ворсина, который был откомандирован из фронтового резерва.
Впрочем, никакой это был не Ворсин. Косарев Сергей Викторович, уроженец Пермской губернии. Ушел на фронт в 41-м. Пропал без вести в 42-м. Как выяснилось, попал в плен, дал согласие на службу в армии генерала Власова. Потом прошел обучение в немецкой разведшколе.
В Перми Косарев должен был связаться со своим родным братом – сотрудником конструкторского бюро Аркадия Швецова и побудить его передать секретные сведения о моделях и мощности авиационных двигателей. Дальнейшая судьба Косарева неизвестна.
По книге «Подвиг пермских чекистов» | Составитель Н. Козьма | 1982